Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного воздушного или водного транспорта — транспортное преступление, предусмотренное ст. 263 УК РФ и представляющее собой нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба. Предмет преступления — железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт. Под железнодорожным транспортом понимают рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен. Шахтные, внутрицеховые (электровозы, вагонетки и т. п.) транспортные средства, выполняющие чисто производственные функции, связанные с технологическим процессом, не могут относиться к данному виду транспорта. Происшествия на них квалифицируются как нарушения правил охраны труда, преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение чужого имущества. Воздушный транспорт — это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т. п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет. К морскому и речному транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Несамоходные транспортные средства, относимые ведомственными нормативными актами к водному транспорту, не могут быть предметом рассматриваемого преступления. Эти плавучие средства (в большинстве своем баржи, плашкоуты) самостоятельного транспортного значения не имеют, эксплуатируются только в сочетании с самоходным транспортным средством. Распространительное толкование закона позволяет приравнять к морскому и речному транспорту и водный транспорт, эксплуатируемый на озерах. Военные летательные аппараты и военные корабли не относятся к предмету данного преступления. Нарушение правил их эксплуатации оценивается как воинское преступление: нарушение правил полетов или подготовки к. ним либо нарушение правил кораблевождения. Автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства — предмет преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств}. Объективная сторона преступления включает: а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта; б) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба; в) причинную связь между деянием и последствиями. Состав преступления материальный. Преступление окончено при наступлении указанных в законе последствий. Потерпевшим от преступления может быть как работник транспорта, так и постороннее лицо (пассажир, провожающий и т. д.). Крупный ущерб — оценочный Признак состава преступления. Он включает как реальный материальный вред, обусловленный уничтожением или повреждением транспортного средства или имущества, так и организационный вред, выражающийся в дезорганизации движения на длительный срок. Например, гибель транспортного средства или его повреждение, повлекшее потерю его транспортных качеств (судоходных, летно-технических и т. п.), уничтожение или повреждение береговых сооружений, гидрографических сооружений, значительное загрязнение природной среды и т. п. Норма права бланкетная. Конкретные правила безопасности движения или эксплуатации транспорта содержатся в ведомственных нормативных актах. Такие акты делятся на четыре группы: регламентирующие безопасность движения, регламентирующие безо связанным с ним поздним обнаружением судна или иного препятствия; чрезмерной скорости и обгоне в неподходящих условиях; необоснованных предположениях судоводителя и ошибочной оценке ситуации; опоздании в принятии мер по уклонению от опасного сближения и др. Указанные нарушения могут выражаться в форме как действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия, установленная ведомственными нормативными актами. Нарушение правил эксплуатации транспорта включает как нарушение правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Эксплуатация транспорта — более широкое понятие, чем его движение. Если процесс движения неотделим от эксплуатации, то эксплуатация может происходить как в сфере движения, так и вне ее (например, в период стоянки судна на рейде, в порту, в период предполетной подготовки воздушного судна и т. д.). Нарушения правил эксплуатации транспорта, не связанные с его безаварийной работой, не образуют состава преступления. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. (по отношению к последствиям), хотя нарушение правил может быть и сознательным. Неосторожность включает как легкомыслие, так и небрежность. Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации указанных видов транспорта. Такие лица относятся к одной из следующих категорий работников транспорта: 1) работники, чья деятельность связана с организацией безопасности функционирования транспорта; 2) работники, чья деятельность связана с движением или эксплуатацией транспорта. Перечень конкретных должностей таких работников определен в ведомственных нормативных актах, раскрывающих должностные функции того или иного работника. Например, на воздушном транспорте с организацией движения воздушных судов непосредственно связаны: старшие диспетчеры и диспетчеры службы движения, центра управления воздушным движением, производственно-диспетчерской службы предприятия и управления; старший штурман, штурман аэропорта; руководитель полетов. Капитан порта, лоцман, флагманские специалисты, инспекторы Регистра и некоторые другие работники ‘водного транспорта относятся к лицам, организующим безопасное функционирование флота. К лицам, непосредственно осуществляющим движение или эксплуатацию транспорта, относятся: машинист, его помощник, пилот, капитан, штурман, механик, электромеханик, помощник механика, радиооператор, радист, шкипер и т. д. Возраст, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности за данное преступление, — 18 лет, т. к. на перечисленные должности и работы принимаются лишь лица, достигшие 18 лет. Субъект преступления должен быть в установленном законом порядке зачислен на работу в систему железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Субъект совершает преступление во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности. Работник считается исполняющим служебные обязанности, когда он выполняет или должен выполнять (но не выполняет) работу по обеспечению безопасности функционирования транспорта и работу, непосредственно связанную с безопасностью его движения или эксплуатации. Если работник не выполнял и не был обязан выполнять работу по безопасному функционированию транспорта, т. е. не был при исполнении служебных обязанностей (например, был в отпуске), он не может считаться субъектом преступления. Недостаточная профессиональная подготовка, малый опыт работы, состояние здоровья не исключают уголовной ответственности, но влияет на ее индивидуализацию, в т. ч. на назначение конкретной меры наказания. Более строгое наказание предусмотрено за деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 263 УК РФ),
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного воздушного или водного транспорта
Словарь: Словарь-справочник уголовного права